Система Orphus

Дата добавления: 2011-06-20

С происхождением названия этого района существует следующая быль:
… С утра к коменданту крепости майора Геринга вбежал взволнованный прапорщик Василий Вишняков.
- Ваше благородие! В гарнизоне чрезвычайное происшествие!
- Что случилось?
- Из расположения исчезли трое солдат Елисаветградского пикинерскогоИнформацияИнформацияЭто название походит от того, что солдаты были вооружены копьями (пиками) и ружьями полка.
- Как, кто? – побледнел комендант.
- Рядовые Никифир Еремеев, Василий Литвинов, Василий Гладкий.
- Немедленно объявить розыск. Начальника караула под домашний арест, всех часовых – на гауптвахту. Распустились, мерзавцы, бдительность потеряли. Уже из-под носа пикинеры убегают.
Через несколько дней коменданту доложили: беглецов задержали при попытке перебраться через Днепр в районе Кременчуга. Майор немного успокоился, угроза понижения в звании или отставки вроде бы ушла. И снова – новый удар. Еще сокрушительней: с гарнизона сбежало больше десятка пикинеров.
Геринг позеленел, приказал бить тревогу, выстроить на плацу весь состав караула. С перепуганного на смерть прапорщика комендант сорвал погоны, кинул на пол и притоптал их ногами.
- Негодяй. Обещал, что муха не вылетит с крепости незамеченной. Муха, может и не вылетела, а полтора десятка солдат сбежало. За такую службу, бывшего прапорщика, отправляют на виселицу. Я вас отдаю только под суд. А вас мерзавцы, - повел рукой перед строем подполковник, - всех под шпицрутены, а потом в штрафной батальон. Будете заготавливать лес для кораблей. Не хотели караулить других, будут смотреть за вами.
Майор вернулся в штаб, свалился в кожаное кресло и схватился руками за голову. «Все, конец карьеры. Генерал Дашков только и ждет случая, чтобы навредить мне. Никак не может забыть, что на мою просьбу с его полка до крепостного гарнизона было переведено несколько нижних офицерских чинов. Наверное, уже послал посыльного в Петербург». Выпивши бутылку крепкого рома, майор свалился на диван и уснул мертвым сном. Еще только светало, адъютант доложил: ночью все наказанные во главе с прапорщиком Вишняковым исчезли в неизвестном направлении. Геринг со злостью схватил пистолет и выстрелил адъютанту прямо в сердце. Медленно перезарядил пистолет и пустил себе пулю в висок.
Не успел принял дела новый комендант крепости, как ему довели: группа гайдамаков напали ночью на слободу Грузьке, ограбили местного помошника-серба. Часть гайдамаков была одета в военную форму. «Вот оно, что – подумал комендант … - Как они убегают? Ведь обследован каждый уголок крепости, проверены все закоулки. Через ворота – исключено, валы тоже пристально охраняются, и из них не спрыгнешь, разобьешься …» комендант приказал седлать лошадь и поехал к инженеру – полковнику Менцелиусу, под руководством которого строилась крепость. Тот и рассказал тайну крепости, которую знали все предыдущие коменданты аж до генерала Александра Исакова. За его командованием на крепость напали турки и генерал хотел было воспользоваться … подземным ходом. Да получилось так, что турок быстро прогнали, и необходимость в спасательном подземелье отпала.
Менцелиус, строя крепость, понимал, что гарнизону, возможно, придется выдерживать осаду и возникнет необходимость в доставке провианта, незаметному проникновению в крепость военных. Он и построил подземный лаз, который начинался в одном из помещений, а заканчивался на скалистом берегу Сугоклея. Оба прохода были тщательно замаскированы. Всю команду, которая принимала участие в строительстве туннеля, расстреляли, про его существование знал только комендант. Он передавал ключи от подземки своему предшественнику. Генерал Исаков, в панике во время турецкого нападения потерял ключ. Его случайно подобрал один из пикинеров. На ключе была вычеканена схема подземного хода, ее и воспользовались беженцы.
Немало пиникеронов оставили крепость, где царила жестокая муштра, издевательство офицеров, которые ненавидели вчерашних селян и казаков. Вольнолюбивые солдаты, что их обманом записали в пикинеры, пользовались туннелем. Беглецы на первых порах собирались в глубокой балке за пять верст от крепости. Балка имела много ущелий, балочек, густо укрытых деревьями и кустарниками, ее напополам перерезала речка, обросшая камышом, осокой, крапивой, чернобылем. Балка и стала пристанищем беглецов, они в ней были надежно спрятаны. Отсюда гайдамаки осуществляли нападения на помещичьи усадьбы, имения польских, российских и сербских магнатов, что остались со времен Новой Сербии. Чужеземцы, ненавидя гайдамаков, называли их злодеями, а балку, где они прятались, Злодейской. Так, за традицией, ее называют и сейчас. [10]

Количество просмотров: 4531


При использовании материалов сайта, гиперссылка на официальный сайт http://www.elisavetgrad.ho.ua обязательна

// // //