Дата добавления: 2013-11-06
Большие пожары в Елисаветграде были:
- 10 июля 1798 года;
- 13 ноября 1812 года;
- 1819 году;
- 1823 году;
- 1 апреля 1833 года;
- 16 июля 1834 года;
- 15 июля 1844 года;
- 15 июля 1871 года.
Во время самого большого пожара, который произошел 10 июля 1798 года, сгорели здания городских присутственных мест и духовного правления, а также их архивы, две церкви, более двадцати кварталов и семьдесят две лавки. Из числа сгоревших церквей: Преображенская (она же единоверческая), а другая - Успенская на Перспективной улице, обе были деревянными.
Пожар начался с дома Морозова, на углу Михайловской (ныне – улица Кирова) и Купеческой (ныне - улица Преображенская) улиц. Позже на этом месте был построен дом наследников купца Воинова. От дома Морозова пожар распространился по двум направлениям: по одному направлению по Купеческой улице на базар, а по другому – по Успенской (ныне – улица Гоголя) на Большую Перспективную улицу, а оттуда на Ковалевку.
Выгорел почти весь центр города и Ковалевка. Только владельцы домов (купцы и мещане) понесли убытки почти в 700 000 рублей. Поэтому государство было вынуждено предоставить городу денежную ссуду в 100 000 рублей. [9]
13 ноября 1812 года, сгорел корпус деревянных лавок, находившихся на Большой Перспективной улице, возле большого моста.
Пожар в 1813 году причинил убытки на сумму до ста тысяч рублей.
Пожарами в 1819, 1823 и 1844 годах были уничтожены на базаре все лавки с товарами: красные (лавка с аршинным товаром), железные, кожевенные и мелочные.
Пожарами 1 апреля 1833 года и 16 июля 1834 года было уничтожено (сгорело) более половины города, почти все предместье города (Пермское и часть Быково), что составило материального ущерба на 1 364 349 рублей ассигнациями.
Пожар 1834 года со слов старожилов начался в полдень с постоялого двора Кольцова, на Большой Перспективной улице, на месте которого потом находились дома купца Шейдера (бывшие Симки). Отсюда огонь перешел на соседние здания питейной конторы, помещавшейся в доме купца Дружинина (позже дома Шкловскаго), здесь кроме зданий горела водка, что много способствовало усилению пожара, затем на другой стороне Большой Перспективной улице загорелись постройки коммерции советника Фундуклея (позже место городского бульвара, ныне - площадь Героев Майдана) и при сильном юго-восточном ветре огонь быстро распространился по Большой Перспективной улице. При чем сильно пострадал дом генерала Экельна (позже здание женской гимназии); с правой стороны не доходя до дома Шигарцева (на месте которого позже находились магазины наследников Трестера), огонь взял направление к Ковалевке, по Преображенской улице, обхватил значительную часть зданий, в том числе дом и дворовые постройки Макеева, в доме которого в то время помещался корпусный штаб. Затем огонь перешел через реку Ингул на Быкову и там пожар уничтожил много строений. Этот пожар продолжался несколько дней и все это время погорельцы и большинство жителей находились на бивуаках (место временного проживания, ночёвки в условиях природной среды) кругом города. В этот пожар Большая Перспективная улица и центральная часть города вообще настолько пострадали, что на месте сгоревших построек, против Собора, предполагалось в 1836 году образовать плац-парад, скупив означенные места у их владельцев.
В последний большой пожар, который произошел 15 июля 1871 года, сгорели мучной и олейный ряды на базаре, а также толчок (небольшой стихийный рынок). В этом же пожаре на базаре сгорел двухэтажный каменный дом, в котором помещались трактир и лавки, завещанный купеческой вдовой Набоковой общественной женской гимназии. На полученную страховую премию на этом месте были построены каменные одноэтажные лавки.
Такое уничтожение от пожаров объясняется прежде все постройками в городе, которые были деревянные, за исключением нескольких каменных, таких домов как: генерала Экельна, на Перспективной улице (позже женская гимназия), Фундуклея, там же Шигарцева, Макеева, Месникова, на углу Александровской (ныне – улица Тарковского) и Преображенской улиц, принадлежащий наследникам Головиной, Лагунова (позже принадлежало Арешникову) и некоторых других, которые были построены в начале XIX столетия.
Затем более правильная организация пожарной части и приобретение более удовлетворительных пожарных труб поступившие лишь в конце 1830 годов, когда город перешел в военное ведомство. При чем одновременно были приняты строгие меры к соблюдению всевозможных предосторожностей против пожара. Кроме этого для всех жителей было обязательным принимать участие в тушении, являясь на пожар, одни с водовозными бочками, а другие с огнегасительными орудиями (крюками, ломами и топорами). И наконец, квартировавшие в городе воинские части, должны были являться своевременно на пожар.[1]
Количество просмотров: 5752
При использовании материалов сайта, гиперссылка на официальный сайт http://www.elisavetgrad.ho.ua обязательна