Дата добавления: 2014-01-12
В 1850 году город Елисаветград освещали фонари, установленные на 127 столбах на трех центральных улицах - Большой Перспективной, Дворцовой и Большой Пермской. На их обустройство потратили 1200 рублей. Сначала фонари заправляли маслом, а с 1865 - керосином. В 1880 году в Елисаветграде уже было 600 уличных фонарей.
В марте 1880-го в Елисаветград прибыл техник общества электроосвещения «Яблочков и Ко». Он предложил новый вид услуг для елисаветградцев - электричество. Местный землевладелец Бенардос взял все расходы на себя. Испытания решили провести в помещении приезжего цирка, который находился на улице Петровской (ныне - ул. Шевченко), на месте, где сегодня находится городская детская поликлиника.
Газета «Елисаветградский вестник» за 4 апреля 1880-го сообщила: “2 апреля состоялось первое представление в новом цирке при электроосвещении по системе Яблочкова. Цирк благодаря этому был переполнен, большинство горожан пришли, пожалуй, не столько спектакль, сколько на электроосвещения. Оно удалось полностью, несмотря на то, что оборудовано наскоро. Спектакль была никудышен, спасло электричество. Великолепное освещение так не подходило к цирку, как нарядное платье грязной перекупщице. Огромная толпа на Петровке напротив цирка был поражена блеском и эффектом электрического света. Два фонаря - один на крыше цирка, а второй у входа - настолько хорошо освещали улицу Петровскую в течение квартала, в пятидесяти шагах от фонарей можно было читать».
Через неделю после этого события электроосвещением оборудовали клуб Общественных собраний, Городской бульвар (ныне центральная площадь), прилегающие к нему магазины, Зимний театр (ныне областной музыкально-драматический им. Марка Кропивницкого), Большую Перспективную и Дворцовую улицы.
Итак, 2 апреля 1880 года можно считать днем рождения электроэнергии в городе. Вскоре лампы инженера Петра Яблочкова освещали почти все административные учреждения, учебные заведения, центральные улицы Елисаветграда.
13 июля 1887 года в городе торжественно открыли линия электрического трамвая, который до того на юге империи действовал только в Киеве и Кишиневе. Подкачивать воду на городском водопроводе, открытой в 1897 году, стали электродвигателями.
По проекту инженера Евгения Тамма построили городскую электростанцию, которую ввели в действие в 1907 году. Находилась она вблизи современной площади Богдана Хмельницкого, на проспекте Винниченко.
Как свидетельствуют данные Министерства финансов, на то время лишь 86 городов империи имели электроосвещения. Тамбовский городской инженер приезжал для ознакомления с опытом елисаветградцев относительно обеспечения города электроэнергией.
В 1909-м в Елисаветград прибыл представитель фирмы Вестгауза, имея целью проверки оборудования, которое было установлено на городской электростанции. Газета «Голос Юга» сообщала о результатах инспекционной поездки инженера фирмы: город должен был заплатить за выполненную работу 10 тысяч рублей, но комиссия решила, вычисть 700 рублей за незначительную работу, которую фирма должна была бы выполнить за свой счет. То есть чиновники не спешили «разбазаривать» средства городского бюджета. Состояние энергообеспечения обсуждался на заседаниях (даже чрезвычайных) городской думы. Дискуссия по этой проблеме неоднократно отражалась на страницах газет. Так, заседание городской думы, которое состоялось 12 октября 1909 года, решало вопросы обеспечения железнодорожного вокзала электроэнергией. Как аргумент «за» было подано расчеты, при расценках в 10 коп/кВт в городскую казну поступят 6600 рублей за год. В это же время частные абоненты платили по 26 коп/ кВт. «Благами цивилизации» пользовались с 17:30 до 21:00, но все больше горожан ходатайствовало перед городским управлением о присоединении их домов к электросети. По этому поводу на заседание гордумы пригласили Тамма, где он давал объяснения, учитывая перегруженность электростанции и отсутствие резервных машин подключения новых пользователей невозможно.
О применении в городе электроэнергии почти в каждом номере писала газета «Голос Юга». «....из государственного банка раздалась тревожная сигнализация. Мгновенно к банку явилась полиция в большом наряде во главе с помощником полицмейстера Тарноровым и отряд вооруженных солдат. Оказалось, что в банке случайно были соединены провода сигнализации» (11 июля 1907 года). «Вследствие недостатка льда в городе владелец колбасной фабрики Гейзлер устанавливает у себя по образцу заграничных фабрик электрические холодильники» (15 января 1910 года). «Один предприниматель возбудил ходатайство о разрешении ему устроить при Северной гостинице световую электрическую рекламу для торгово-промышленных объявлений» (16 января 1910 года). «Светящая реклама. В летнем театре Элькинда также устраиваются световые торговые рекламы» (23 мая 1910 года). «Электрические башенные часы. Фирма «Сименс и Гальске» представила городской управе смету на устройство на каланче электрических часов. Смета исчислена в 600 рублей помимо стоимости работ по устройству часов» (29 мая 1910 года).
6 октября 1912, несмотря на увеличение спроса на электроэнергию, в Елисаветграде была открыта вторая электростанция на Банной площади (ныне это место примерно за 14-этажным домом на площади Богдана Хмельницкого). А предшествовала этому событию почти годовая подготовительная работа.
Согласно дела «Проект второй центральной электрической станции в городе Елисаветград»: « Ввиду большого спроса на электрическую энергию в городе и дальности расстояния осветительного центра от существующей станции в Озерной Балке вторую станцию решено построить на Банной площади». Существующая в то время электростанция находилась на Озерной Балке, по нынешним админкорпусом городского водоканала.
Сначала собирались поставить два дизельных двигателя, а затем двигатели, а затем еще два в машинном зале размерами 5,4 на 13,6 саженей. Каждый двигатель в 300 лошадиных сил. Для частного освещения по городу было семь линий протяженностью от 300 до 1100 метров. Все столбы дубовые, на железных основах из двутавровых балок. Если расстояние между столбами превышала 25 метров, то провод подвешивали в местный металлического троса.
Все чертежи выполнении инженером Евгением Таммом. Документ подписали мэр Григорий Волохин, четыре члена управы и городской инженер Евгений Тамм. Проект строительства новой центральной электростанции в Елисаветграде на Банные площади рассмотрело и согласовало 8 марта 1912 строительным отделением Херсонского губернского правления.
Елисаветградская власть выходила с предложениями по обеспечению города электроэнергией на довольно таки ответственный уровень, тем самым демонстрируя государственный подход. Подтверждением этому может быть тот факт, что в январе 1915 года, когда гремела Первая мировая война, городское управление Уфы обратилась к Елисаветградской с просьбой сообщить, имеет ли городская электростанция запасы угля для работы уличных фонарей. Тамм дал положительный ответ, но заметил, что уголь слишком разнородный (потому что закупают его в разных местах) и возникает потребность в замене собственно фонарей. Елисаветградское управление составило обращение к правительству о необходимости оказывать помощь городам, а именно: разрешить запуск рижского завода „по изготовлению углей», который закрыли как немецкое предприятие.
Когда после войны и разрухи 1918-1920 годов в Елисаветграде начали восстановление промышленности, электростанция была одним из первых объектов, которые приступили к работе.
В историю города навсегда вошло и 1 мая 1930 года - в Зиновьевске открыли новую электростанцию мощностью 12 тыс. квт.
Фото из личного архива Ю. Тютюшкина.
(Из материалов - газета 21 Канал, №02, 09.01.2014 г., газета 21 Канал, №40 (1442), 03.10.2019 г. )
Почти 80 процентов системы освещения улиц города модернизировано. Сейчас на 81-й улице установили 2211 новых энергосберегающих светильников, а также планируют заменить еще 3019 светоточек.( газета 21 Канал, №29 (1483), 16.07.2020 )
Количество просмотров: 6701