Дата добавления: 2011-12-16
Елисаветградский трамвай представлял собой трамвай на электрической тяге. Городская трамвайная линия была четвертой линией после Киевской, Нижегородской и Екатеринославской.
Первый проект на строительство конного трамвая в Елисаветграде появился в 1887 году. Второй подобный проект поступил в городскою управу от московского купца П. А. Алексеева в 1890 году. В третий раз, в апреле в 1895 году, инженер железнодорожных путей И. А. Лихачов, исполнительный директор Бельгийского трамвайного общества в Москве, подал просьбу в городскую управу о разрешении проложить улицами Елисаветграда линии электрического трамвая. В мае того же года управа дала согласие и подписала соглашение с Лихачовим на построение и эксплуатацию трамвая на 50 лет.
И.А. Лихачев передал свои права (концессию на 50 лет) киевскому коммерсанту Л.И. Бродскому, который в августе 1896 года получил от города землю для постройки трамвайного депо и электростанции на площади Османского базара.
10 ноября 1896 года состоялось торжественная закладка машинного здания для городского электрического трамвая. Здесь же были построены ангары и административные здания.[34]
(1852 - 1923)
Улаживать колеи начали в апреле в 1897 году. Линия строилась одноколейной с разъездами. На заводе в Кельни были заказаны 5 закрытых и 3 открытых вагона, электрооборудование было смонтировано немецкой фирмой АЕГ.
13 июля в 1897 году в 4 часа дня по главной линии Елисаветградской городской железной дороге отправился первый трамвай.
Цветная репродукция: Volodymyr Nicolas
Официальное открытие электрического трамвая в городе состоялось 26 июля в 1897 году в чрезвычайно торжественной обстановке.
Регулярное движение вагонов электрического трамвая было от вокзала нынешними улицами Фрунзе, Дворцовой, Большой Перспективной и Большой Пермской к пивзаводу Зельцера. Позже ее продлят до Городского сада.
Постройка трамвая благотворно повлияла на решение транспортных проблем города, который бурно развивался, обеспечив быстрый, удобный, относительно дешевую связь рабочих и индустриальных окраин с деловым центром, жилых районов с учебными заведениями, магазинами, культурными учреждениями.
Елисаветградский трамвай вероятнее всего мог иметь такой вид (P.S. Просмотреть анимированную 3D модель трамвая можно здесь).
Так случилось, что главным источником информации о первом трамвае в Елисаветграде оказались почтовые открытки. Появление которых было близко с началом трамвайного бума в России.
Как неудивительно, но на трамвае были свои проездные билеты разных форм.


В начале ХХ века стоимость проезда, в зависимости от расстояния, равнялась 5 копейкам. Билет с пересадкой с одной линии на другую стоил 8 копеек. Дети до 5 лет в сопровождении взрослых ездили бесплатно, но по одному ребенку на пассажира. Учащиемся проезд без пересадки обходился в 3 копейки, а с пересадкой - в 6 копеек. Только юнкерам пользоваться трамваем было запрещено. В обиходе были также удешевленные абонентные книжки. Для рабочих устанавливались льготные условия проезда.
На линии работали кондуктора, которые осуществляли контроль за проездом. Они выглядели внушительно, почти по-военному: форменная фуражка, погоны, сумка на ремне, рулон билетов на груди. Все это должно было вызывать уважение у добропорядочных граждан и вселять трепет в потенциальных безбилетников ("зайцев").

Первая линия связывала железнодорожный вокзал с пивзаводом Зельцера, затем ее продлили до городского сада.
Известно, что заведовал трамвайным движением И.А. Гуляйбеда.
24 сентября 1899 открыли линию, которая соединила Кущивку с железнодорожным вокзалом.
В 1899 году построеная линия в районе Кущевкабыла длиной 3,6 км, а в ноябре того же года ею уже курсировало четыре вагона.
На трамвайной линии было 28 разъездов, которые позволяли совершать встречное движение вагонов при наличии одной колеи. Разъезды эти получили у елисаветградцев название "пирожок". Эти разъезды позволяли курсировать до полусотни вагонов, но на линию выходило меньше - от 13 единиц (в 1900 году) до 38 единиц (в 1932 году).
В 1900-х годах строится еще одна линия Безпоповская-Кущевка, которая пересекала первый маршрут под прямым углом по ул.Гоголя.
В 1900 году протяженность трамвайных маршрутов составляла 12,3 км. Общая длина всех линий Елисаветградского трамвая с депо и "пирожками" составляла 20,5 км. Скорость движения была до 10 км в час.
В 1901 году в депо было 22 проворных и 3 прицепных вагона, которые к этому времени уже перевезли 2 045,8 тысячи пассажиров.
(Цветная репродукция Volodymyr Nicolas)
Май 1907 года, как видно из отчета трамвая за 1907 год, весь доход выразился в сумме 141 630 рублей 27 копеек, расход – 133 543 рубля 83 копейки. Чистая прибыль общества – 9 086 рублей 44 копейки. С устройством городской электрической станции отпуск энергии частным лицам со стороны общества будет прекращен и все абоненты перейдут к городской станции. Таким образом город сразу получит абонентов на 27 500 рублей в год. (газета 21 Канал, №22 (1528), 27.05.2021)
В марте 1915 г. городская дума разрешила управлению трамвая устроить второй рельсовый путь, начиная от разъезда против зданий Кавалерийского училища на Дворцовой улице до дома Дмитрия на Бульварной улице. (газета "Елисаветградский день", 16 марта 1915 г.)
Новинкой в 1916 году стало появление летних вагонов.
(Кропивницький. Історія в світлинах)
Рис.1; 2; и 3; вагоны Германских марок P.Herbrand & Cie и Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft (AEG) 1987/1901 r/n, поставляемые Бельгийским Трамвайным Обществом, выигравшим тендер на обустройство трамвайного сообщения в Елисаветграде. Имели роликовый токоприемник на одной штанге троллейбусного типа.
Рис.4 трамвай фирмы Maschinenfabrik Augsburg Numberg AG (M.A.N) 1910 года, полученные в 1929 году, после списания их харьковского депо (11 шт.). отличались от ранних вагонов петлевым бугельным токоприемником и более массивными размерами. После капитального ремонта и переоборудования х/ч в мастерских депо Зиновьевска, запущены на новую Краснозвездовскую линию. Послужили шаблонным прототипом для создания собственных вагонов (рис. 5 и 6)
8 января в 1918 году в период событий Украинской революции движение трамваев прекратилось, а возобновился 1 мая в 1922 году. В этом же году на улице Гоголя изношенных отрезков на главной линии были заменены на новые. Состоянием на 1922 год депо насчитывало 10 вагонов, которые курсировали двумя маршрутами: «Вокзал - Пивзавод Зальцера» (№1) и «Центр - Кущевка» (№2) (из другого источника "Вокзал - Кущевка"). На первой линии были отмечены остановки. на второй досок с надписью "остановка" не было, и посадка, высадка производилась по требованию пассажиров.
На самом трамвае можно было увидеть различные цифры, это не номера маршрутов, посколько на то время их было два, это порядковые номера трамвайного вагона. У вагоноважатого была соответствующая кокарда с таким же номером.

В 1929 году построен 3,5 км линий с центра до района Новониколаевка. Этого же года в Харькове было приобретено 11 вагонов, что позволило списать самые старые немецкие вагоны фирмы «Гербрант».
4 августа 1929 пустили два вагона в школу на Новониколаевке (СШ-3), а 15 августа того года трамвай пошел к Кооптаху.
В 1930-х годах еще одна трамвайная линия связала район Ковалевского парка с Новониколаевкой, северо-восточной окраиной города.
(из коллекции Игоря Свитецкого).
В 1940 году длина колей составляла 16,2 км, в депо насчитывалось 29 вагонов, действовала одна тяговая подстанция и один трамвайный парк, существовал также вспомогательный трамвайный парк. Действовали четыре маршрута: «Вокзал - Пивзавод Зальцера», «Центр - Кущевка», «Улица Ленина - Новониколаевка», «Пивзавод Зальцера - Городской сад». Три из них имели лишь одну колею - действовало 8 разъездов. Поворотная петля находилась у вокзала.
(фото М.Царeва с коллекции Ю.Тютюшкина)
В 1940 году был сложен проект расширения трамвайных линий.
В 1941 году при отступлении советских войск было подорвана трамвайная электростанция, разрушено хозяйство. Однако за оккупации все-таки было возобновленный движение для подвоза рабочих на заводы. Впрочем, немцы при отступлении разобрали колеи и вывезли их. По завершении войны были неудачные (через нехватку средств) попытки возобновить кировоградский трамвай.
В 1945 году целые трамвайные вагоны решили передать в Винницу, но туда они не попали через дороговизну транспортировки. Последующая их судьба неизвестна.
После войны восстановление трамвайного движения считалось нецелесообразным, и с 1967 года в городе установили троллейбусную линию.
Городская железная дорога просуществовала около 50 лет.
В 1997 году был установлен памятник первому трамваю города Елисаветград.
На улицах города остались напоминания о том, что мы имели когда-то свой трамвай. Так, у дома №29 по улице Большой Пермской старый деревянный телефонный столб по сторонам поддерживают две трамвайные рельсы. На них можно прочитать заводской номер и город изготовления - немецкий Бохум. А через дорогу в землю вкопанные две трамвайные рельсы, которые тоже держали телефонный столб. ( газета 21 Канал, №33 (1487), 13.08.2020 г. )
Количество просмотров: 12699