Система Orphus




Free counters!

Трамвай

Дата добавления: 2011-12-16

Елисаветградский трамвай представлял собой трамвай на электрической тяге. Городская трамвайная линия была четвертой линией после Киевской, Нижегородской и Екатеринославской.
Первый проект на строительство конного трамвая в Елисаветграде появился в 1887 году. Второй подобный проект поступил в городскою управу от московского купца П. А. Алексеева в 1890 году. В третий раз, в апреле в 1895 году, инженер железнодорожных путей И. А. Лихачов, исполнительный директор Бельгийского трамвайного общества в Москве, подал просьбу в городскую управу о разрешении проложить улицами Елисаветграда линии электрического трамвая. В мае того же года управа дала согласие и подписала соглашение с Лихачовим на построение и эксплуатацию трамвая на 50 лет.
И.А. Лихачев передал свои права (концессию на 50 лет) киевскому коммерсанту Л.И. Бродскому, который в августе 1896 года получил от города землю для постройки трамвайного депо и электростанции на площади Османского базара. Закладка машинного здания состоялось в ноябре 1896 года.

Бродский
Бродский Л.И.
(1852 - 1923)

Улаживать колеи начали в апреле в 1897 году. Линия строилась одноколейной с разъездами. На заводе в Кельни были заказаны 5 закрытых и 3 открытых вагона, электрооборудование было смонтировано немецкой фирмой АЕГ.
Официальное открытие электрического трамвая в городе состоялось 13 июля в 1897 году в чрезвычайно торжественной обстановке.
Регулярное движение вагонов электрического трамвая было от вокзала нынешними улицами Фрунзе, Дворцовой, Большой Перспективной и Большой Пермской к пивзаводу Зельцера.
Елисаветградский трамвай вероятнее всего мог иметь такой вид (P.S. Для вращения трамвая поводите мышью влево или вправо). (P.S.S. Просмотреть анимированную 3D модель трамвая можно здесь).

  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
  • Трамвай
3D модель Елисаветградского трамвая

Так случилось, что главным источником информации о первом трамвае в Елисаветграде оказались почтовые открытки. Появление которых было близко с началом трамвайного бума в России.
Как неудивительно, но на трамвае были свои проездные билеты разных форм.

Проездной билет
Билет для бесплатного проезда по служебным делам

Правила
Правила проезда в трамвае по льготному билету

В начале ХХ века стоимость проезда, в зависимости от расстояния, равнялась 5 копейкам. Билет с пересадкой с одной линии на другую стоил 8 копеек. Дети до 5 лет в сопровождении взрослых ездили бесплатно, но по одному ребенку на пассажира. Учащиемся проезд без пересадки обходился в 3 копейки, а с пересадкой - в 6 копеек. Только юнкерам пользоваться трамваем было запрещено. В обиходе были также удешевленные абонентные книжки. Для рабочих устанавливались льготные условия проезда.
На линии работали кондуктора, которые осуществляли контроль за проездом. Они выглядели внушительно, почти по-военному: форменная фуражка, погоны, сумка на ремне, рулон билетов на груди. Все это должно было вызывать уважение у добропорядочных граждан и вселять трепет в потенциальных безбилетников ("зайцев").

Кондуктор
Кондуктор елисаветградского трамвая

Известно, что заведовал трамвайным движением И.А. Гуляйбеда.
В 1899 году построена линия в районе Кущевка длиной 3,6 км, а в ноябре того же года ею уже курсировало четыре вагона.
На трамвайной линии было 28 разъездов, которые позволяли совершать встречное движение вагонов при наличии одной колеи. Разъезды эти получили у елисаветградцев название "пирожок". Эти разъезды позволяли курсировать до полусотни вагонов, но на линию выходило меньше - от 13 единиц (в 1900 году) до 38 единиц (в 1932 году).
В 1900 году протяженность трамвайных маршрутов составляла 12,3 км. Общая длина всех линий Елисаветградского трамвая с депо и "пирожками" составляла 20,5 км. Скорость движения была до 10 км в час.
В 1901 году в депо было 22 проворных и 3 прицепных вагона, которые к этому времени уже перевезли 2 045,8 тысячи пассажиров.
Новинкой в 1916 году стало появление летних вагонов.
8 января в 1918 году в период событий Украинской революции движение трамваев прекратилось, а возобновился 1 мая в 1922 году. В этом же году на улице Гоголя изношенных отрезков на главной линии были заменены на новые. Состоянием на 1922 год депо насчитывало 10 вагонов, которые курсировали двумя маршрутами: «Вокзал - Пивзавод Зальцера» (№1) и «Центр - Кущевка» (№2) (из другого источника "Вокзал - Кущевка"). На первой линии были отмечены остановки. на второй досок с надписью "остановка" не было, и посадка, высадка производилась по требованию пассажиров.
На самом трамвае можно было увидеть различные цифры, это не номера маршрутов, посколько на то время их было два, это порядковые номера трамвайного вагона. У вагоноважатого была соответствующая кокарда с таким же номером.

Елисаветградский трамвай
Елисаветградский трамвай

В 1929 году построен 3,5 км линий с центра до района Новониколаевка. Этого же года в Харькове было приобретено 11 вагонов, что позволило списать самые старые немецкие вагоны фирмы «Гербрант».
В 1940 году длина колей составляла 16,2 км, в депо насчитывалось 29 вагонов, действовала одна тяговая подстанция и один трамвайный парк, существовал также вспомогательный трамвайный парк. Действовали четыре маршрута: «Вокзал - Пивзавод Зальцера», «Центр - Кущевка», «Улица Ленина - Новониколаевка», «Пивзавод Зальцера - Городской сад». Три из них имели лишь одну колею - действовало 8 разъездов. Поворотная петля находилась у вокзала.
В 1940 году был сложен проект расширения трамвайных линий.
В 1941 году при отступлении советских войск было подорвана трамвайная электростанция, разрушено хозяйство. Однако за оккупации все-таки было возобновленный движение для подвоза рабочих на заводы. Впрочем, немцы при отступлении разобрали колеи и вывезли их. По завершении войны были неудачные (через нехватку средств) попытки возобновить кировоградский трамвай.
В 1945 году целые трамвайные вагоны решили передать в Винницу, но туда они не попали через дороговизну транспортировки. Последующая их судьба неизвестна.
Городская железная дорога просуществовала около 50 лет.
В 1997 году был установлен памятник первому трамваю города Елисаветград.

Количество просмотров: 4883

При использовании материалов сайта, гиперссылка на официальный сайт http://www.elisavetgrad.ho.ua обязательна

Счетчик PR-CY.Rank

^    Наверх     ^