Дата добавления: 2013-05-10
20 декабря 1909 года (2 января 1019) года состоялось учредительное собрание и Елисаветградского общества воздухоплавания. В числе лиц-учредителей общества потомственные дворяне, известные в городе преподаватели Елисаветградского реального училища и елисаветградского юнкерского кавалерийского училища, инженеры завода Эльворти, купцы и любители воздухоплавания из различных слоев горожан. На состоявшемся собрании был обсужден устав ЕОВ и принято решение открыть отдел Петербургского аэроклуба в городе Елисаветграде. Председателем ЕОВ был избран А.О. Волохин. В городе оказалось много людей, сочувствующих идее воздухоплавания.
В июне 1910 года при добровольной пожарной команде города Елисаветграда был организован воздухоплавательный кружок. Все члены кружка, увлеченные авиацией, делали чертежи летательных аппаратов, строили их модели и с восхищением слушали рассказы о полетах пионеров авиации.
Елисаветградцы по праву ставили свой город в один ряд самых прогрессивных городов того времени. Поэтому на заседании городской думы был рассмотрен вопрос о приглашении в Елисаветград для показательных полетов на аэроплане одного из одесских авиаторов. Было принято решение о проведении этих полетов на ипподроме города.[68]
Первый полет в городе Елисавеград (ныне - Кропивницкий) состоялся 8 сентября 1910 году на городском ипподроме. Согласно плану города за 1913 год ипподром находился в районе улицы Маланюка, между ярмарочными площадями (ныне – площадь Независимость и площадь Дружбы Народов), где сейчас установлен Памятник Ангел-хранитель. Полет совершил пилот из Одессы Павел Андрианович Кузнецов на аэроплане французского производства «Bleriot XI» ИнформацияЭто разведывательный самолёт. Он впервые поднялся в воздух 18 января 1909 года. В последующие 10 лет было построено около 100 самолётов. Максимальная скорость - 106 км/ч.
Тогда газета «Голос Юга» писала, что посмотреть на это чудо пришло полгорода, территорию аэродрому оградили. А чтобы рассмотреть самолет вблизи дети платили 15 копеек, а взрослые — 35.
Павел Кузнецов в течении недели читал лекции по практике полетов, знакомил слушателей с устройством аэроплана как в натуре, так и с помощью плакатов. Выступал со своими статьями в местной газете.
15 (28) апреля 1911 года на елисаветградском ипподроме на аэроплане собственной постройки типа «Фарман-IV» совершил пять полетов, из них два с пассажиров, Сергей Исаевич Уточкин, признанный лидер велосипедных, мотоциклетных и автомобильных гонок.
К числу полетов, еще небывалых в Елисаветграде, следует отнести полеты 16 (29) и 17 (30) июня 1912 года на аэроплане «Блерио». Газеты писали: «Такого смелого полета елисаветградцы еще не видели». Публика буквально приходила в восторг и в восхищении аплодировала отважному авиатору.[68]
К началу Первой мировой войны такие авиашоу происходили в Елисаветграде ежегодно и всегда проходили на Ярмарочной площади. В начале 1918 года там разместили тринадцать самолетов и восьмой авиадивизион, который сделал первую попытку создать в нашем городе гражданскую авиацию: пилоты имели цель перевозить письма и частных пассажиров. Однако началась гражданская война и самолеты снова стали нужны военным.
К созданию гражданской авиации вернулись только в 1923 году. 9 мая 1923 в газете «Красный путь» появилась статья "Создадим аэродром". Автор статьи - военный летчик Егоров - предлагал устроить гражданский аэродром на Новоалексеевке - на том самом месте, где сейчас находится Крытый рынок.
10 мая 1924 в Елисаветграде устроили субботник по созданию аэродрома. В нем приняли участие около 1,5 тысячи горожан.
Наш аэродром строится специально для промежуточных остановок аэропланов при перелете Харьков-Одесса. Прилет первого аэроплана системы «Дорьнье» с 6 пассажирами ожидается во вторник 13 мая 1924 года (газета «Червоний шлях», май 1924)
Первый воздушный рейс с пассажирами на борту состоялся 25 мая 1924 г. на линии "Харьков - Елисаветград - Одесса". Аэропланы летали раз в неделю в обоих направлениях. В Харьков можно было долететь за 35 рублей, в Одессу - за 25.
Позже ипподром, уже - аэродром отдали военной авиации.
С 1926 года на аэродроме в Зиновьевску базировалась седьмая авиабригада, а для гражданской авиалинии построили взлетно-посадочную полосу в районе современного Колхозного рынка.
Выступление командующего 4-м воздушным флотом Люфтваффе, генерал-полковника Александера Лера на открытии военного аэродрома.
Фотография из частной коллекции Алексея Женжирова
Фото: Volodymyr Nicolas
Кировоградский аэродром 1941 августа. Персональный Junkers Ju90 командующего 4-го Воздушного флота Люфтваффе генерал-полковник А. Лера. Технический персонал при загрузке топлива с использованием аэродромного танкера Kfz.384 Mercedes LG3000.
Фото: Volodymyr Nicolas
(1885 - 1947)
Медики Люфтвафе в отпуске
Кировоградский аэродром 1941
Фото: Volodymyr Nicolas
медицинской службы Люфтваффе
на окраине аэродрома Кировоград
в сентябре 1941 года.
Фото: Volodymyr Nicolas
(фото из коллекции Алексея Женжирова)
(фото из коллекции Алексея Женжирова)
(фото из коллекции Алексея Женжирова)
Панорама, составленная из двух фотографий
из коллекции Алексея Женжирова.
Фото: Volodymyr Nicolas
(Фото c аукциона)
(Фото c аукциона)
Гражданский аэродром Алексеевка прослужил почти тридцать лет, до начала Второй мировой войны. После войны, уже в 1945 году, гражданская авиация в городе возродилась. Здесь, на месте Крытого рынка, вновь был аэропорт с тремя собственными самолетами, которые перевозили почту и пассажиров.
В 1953 году в связи с увеличением количества самолетов аэродром перевели отсюда в район Балашовка, а его территорию отдали под ипподром. Почти два десятилетия здесь устраивали скачки, а потом и мотоциклетные гонки, пока ипподром не оказался внутри уже довольно густо заселенного микрорайона. Тогда, в 1970 году, здесь начали строить Колхозный рынок. А ипподром устроили на окраине, в районе Масляниковка.
Через время был построен новый аэродром и аэропорт (архитектор - И. Мединский) находятся в районе Некрасовка при выезде из города, возле Автовокзала №1. [27]
В декабре 1958 года Кировоградский аэропорт получил от братской Чехословакии несколько пассажирских быстрых комфортабельных самолетов «Super Aero». Самолет является улучшенной версией знаменитого самолета Ae.45. Тактико-технические характеристики самолета: Экипаж - 1 чел, Полезная нагрузка - 3 пассажира, Максимальная скорость - 280 км/ч. В ближайшее время они начнут курсировать на Одессу, Днепропетровск и ряд районных центров области. (По материалам: газета 21 Канал, №50 (1400), 13.12.2018 г.)
(рис. Юрия Евстратьева)
Первого июня 1960 года гражданский воздушный флот открыл летнюю навигацию. Открыли ее пилоты Кировоградского аэропорта. В первый рейс за новым расписанием вылетел экипаж пилота В.Верещака (на Фото: экипаж самолета «АН-2», который первым открыл летнюю навигацию. Справа налево – командир экипажа Михаил Васильевич Верещак и пилот Виктор Николаевич Гриценко).[31]
(фото из государственного архива Кировоградской области)
Перед центральным входом в аэровокзал установлен Памятный знак Петру Вересоцкому.
В советское время кировоградский аэропорт осуществлял перевозку пассажиров во многие города бывшего СССР, популярным было направление на Киев. В настоящее время регулярные авиарейсы из аэропорта Кировоград не осуществляются, аэропорт осуществляет только коммерческие и чартерные пассажирские перевозки (в основном, по заказам ООН).
(фото галереи Елисаветград)
(фото галереи Елисаветград)
На данный момент кировоградский аэропорт как целостная организация не существует. Пригодная для полетов взлетная полоса принадлежит Кировоградской лётной академии Национального авиационного университета (КЛА НАУ).
Аэровокзал находится в собственности авиакомпании МААК «УРГА». Аэропорту (коммунальному предприятию «Аэропорт Кировоград») принадлежит рулёжная дорожка для выруливания самолетов и несколько административных помещений.
Взлетная полоса аэропорта нуждается в реконструкции.
В настоящее время планируется создать в Кировограде Международный аэропорт. Планируется подписание договора между собственниками хозяйства кировоградского аэропорта — МААК «УРГА», КП «Аэропорт Кировоград» и КЛА НАУ, а также передача всего хозяйства аэропорта в аренду МААК «УРГА» сроком на 49 лет.
Генеральный директор МААК «УРГА» Леонид Шмаевич заявил, что его компания готова обеспечить чартерные рейсы из аэропорта Кировоград самолетами вместимостью от четырёх до сорока восьми пассажиров. Также он заявил, что после проведения реконструкции аэропорта он сможет обслуживать до 50 пассажиров в час. На данный момент закончилось строительство нового международного современного терминала площадью 500 кв. м.
22 октября 2010 года президент Украины Виктор Янукович открывал Международный аэропорт Кировоград. Президент перерезал символическую ленточку перед входом в новый аэровокзальный комплекс и совершил осмотр его помещений (зал регистрации пассажиров, помещение контроля безопасности полётов, зал паспортного контроля, зал ожидания). Как сообщил при этом руководитель Кировоградской областной государственной администрации Сергей Ларин, что в комплексе установлено самое современное оборудование, терминал готов принимать пассажиров, в то же время началась достройка второй взлетно-посадочной полосы аэропорта, длиной 2100 метров, которая будет в состоянии принимать крупные самолеты.
В настоящее время рейсы из аэропорта Кировоград авиакомпания МААК «УРГА» не производит.[17]
В Кировоградском аэропорту смонтировали и провели первые испытания рентгено – телевизионной системы «Интроскоп». С помощью этого оборудования будет происходить контроль багажа пассажиров на уровне европейских стандартов. Интроскоп стоимостью 250 тыс.юаней (более 300 тыс. грн.) Украине бесплатно предоставила Китайская Народная Республика в рамках реализации межправительственного соглашения. (газета 21 Канал, №39, 26.09.2013 г.)
(Использованы материалы - сайта dozor.kr.ua )
Схему расположения аэропорта можно увидеть на карте:
Просмотреть Аэропорт на карте большего размера.
Количество просмотров: 7370
При использовании материалов сайта, гиперссылка на официальный сайт http://www.elisavetgrad.ho.ua обязательна